Испортили вещь в химчистке, куда обращаться
В Российской Федерации права потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о ЗПП). Отношения с химчистками подпадают под действие ст. 4 (качество услуг), ст. 7 (безопасность), ст. 13 (штраф за неудовлетворение требований), ст. 18 (ответственность за недостатки услуги) и ст. 29 (возмещение убытков). Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в частности ст. 15 (возмещение убытков) и ст. 309–310 (исполнение обязательств).
А теперь рассмотрим подробно шаги при порче вещи в химчистке. Осматриваем вещь сразу после получения из химчистки; фотографируем или снимаем видео для фиксации повреждения (пятна, деформация, изменение цвета, разрывы и т.д.); сохраняем квитанцию или талон, выданный химчисткой – это доказательство договора. Желательно на месте обращаемся в химчистку с претензией (в двух экземплярах) с указанием: ФИО, контактные данные, дата обращения; описание вещи (наименование, стоимость, состояние до сдачи); подробности порчи (что именно испорчено, как выявлено); требования: возврат денег, компенсация ущерба, безвозмездное исправление. Срок рассмотрения – 10 дней (ст. 31 Закона о ЗПП).
Передаем претензию лично (с отметкой о принятии на втором экземпляре) или отправляем заказным письмом с уведомлением. Прикладываем фото, квитанцию, оценку ущерба (если есть).
Требуем проведения экспертизы. Химчистка может предложить свою экспертизу. Если вы не согласны, проводим независимую оценку в аккредитованной организации. Если вина химчистки доказана, вы вправе требовать (ст. 29 Закона о ЗПП): безвозмездного устранения недостатков; возмещение разницы и понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Удовлетворение требований потребителя не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки не устранены исполнителем. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Неустойку (3% от суммы за каждый день просрочки, но не более цены услуги, ст. 28 Закона о ЗПП). Химчистка обязана устранить недостатки в разумный срок или компенсировать убытки. Если химчистка отказывает обращаемся в суд для защиты своих прав в рамках судебной системы. Если сумма ущерба до 50 000 руб., обращаемся к мировому судье; свыше – в районный суд. До суда можно запросить независимую экспертизу (ст. 18 Закона о ЗПП). Если нарушение массовое или связано с грубым нарушением прав, подайте заявление в прокуратуру и Роспотребнадзор.
В этом году за консультацией обратилось более 900 человек, в различные учреждения и предприятия нашими специалистами подготовлено 53 претензии и 22 исковых заявления.
Перед сдачей вещи уточните у химчистки наличие страховки или гарантии на услуги. Сохраняйте все документы (чеки, договора, переписку). Не затягивайте с обращением – срок исковой давности по Закону о ЗПП – 2 года (ст. 29), но претензию лучше подать сразу. Если вещь редкая или дорогая, укажите это в претензии и приложите доказательства (чек, сертификат).
Знание своих прав и своевременные действия помогут минимизировать убытки и добиться справедливости. Не бойтесь отстаивать свои права. Действуйте последовательно и документально фиксируйте каждый шаг. В большинстве случаев вопрос решается на этапе досудебной претензии.
Версия для слабовидящих