Что делать, если приобретен товар с истекшим сроком годности?
Срок годности - это установленный изготовителем период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В обязательном порядке он устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.
Информацию о сроке годности товара изготовитель (продавец) обязан доводить до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Продажа товаров с истекшим сроком годности или если такой срок обязателен, но отсутствует (далее - товары без указания срока годности), запрещается. Такие товары признаются опасными и утилизируются или уничтожаются, а причиненный в результате использования таких товаров вред жизни, здоровью или имуществу потребителя должен быть возмещен в полном объеме.
Если вы приобрели товар с истекшим сроком годности или без указания такового, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Обнаружив, что срок годности приобретенного товара истек или не указан, вы вправе по своему выбору потребовать:
- замены товара на другой такой же надлежащего качества, в том числе с перерасчетом покупной цены;
- возврата уплаченной за товар суммы.
Обратитесь к продавцу и предъявите приобретенный вами товар, а при наличии - кассовый чек или иной документ, подтверждающий дату и место приобретения данного товара. Скорее всего, вам сразу заменят его или вернут деньги. Однако если продавец отказывается выполнить ваше требование, отрицает продажу товара, то необходимо составить письменную претензию.
Она составляется в свободной форме с указанием: данных продавца (наименование, место нахождения, иная контактная информация); Ф.И.О., адреса и иной контактной информации заявителя; наименования товара, изготовителя, даты изготовления и упаковки, срока годности, массы нетто, термического состояния (охлажденное, замороженное) и других идентифицирующих товар признаков, указанных, в частности, на его упаковке или маркировке; даты и места приобретения товара, времени и обстоятельств обнаружения отсутствия указания срока годности или его истечения; требований к продавцу; даты и подписи.
Приложите к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара, а также подтверждающих причиненный вам вред (например, справку от врача, чеки о приобретении лекарств для лечения).
Отметим, что отсутствие чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. В подтверждение приобретения и оплаты товара вы вправе ссылаться, в частности, на свидетельские показания.
Необходимо подготовить два экземпляра претензии. На одном экземпляре претензии лицо, принявшее ее, должно проставить свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре подпись и печать рекомендуем направить претензию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит в случае необходимости подтвердить соблюдение претензионного порядка.
Также по требованию продавца и за его счет вы должны возвратить товар ненадлежащего качества. Обратите внимание на то, чтобы возврат товара был задокументирован.
По общему правилу продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара, в том числе организовать его экспертизу.
В случае продажи товара с истекшим сроком годности проверка его качества часто заключается в осмотре товара, его упаковки, проверке обозначенного на них срока годности товара и сверке его с датой приобретения товара.
Вы вправе принять участие в проверке качества товара, в том числе присутствовать при проведении экспертизы.
Продавец должен вернуть вам денежные средства, уплаченные за товар с истекшим сроком годности (без указания такового), в течение 10 дней с момента предъявления такого требования. При этом он не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида и т.д.
Обращаем Ваше внимание, что возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту.
Для оформления возврата товара и денежных средств за возвращенный товар продавец может потребовать предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий вашу личность.
Для замены некачественного товара на такой же продавцу отводится семь дней со дня предъявления вами данного требования. Если проводится дополнительная проверка качества товара, продавец обязан заменить его в течение 20 дней со дня предъявления требования.
Если на момент предъявления требования о замене такой же товар отсутствует, то его заменят в течение месяца со дня предъявления требования.
В случае отказа продавца удовлетворить Вашим требования в претензионном порядке, то необходимо обратиться в суд с исковым заявлением. При обращении в суд вы можете потребовать от продавца (изготовителя) не только замены товара с истекшим сроком годности (без указания такового) или возврата денег за него, но и возмещения убытков, причиненных вам в связи с продажей некачественного товара, а также вреда здоровью, если таковой был нанесен употреблением или применением товара.
За нарушение срока возврата денежных средств или замены товара с продавца (изготовителя) можно взыскать неустойку (пени) в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Вы вправе потребовать также компенсации морального вреда.
В случае удовлетворения судом ваших требований о взыскании денежных сумм, которые не были выплачены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы.