Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 

телефон/факс: (3652) 549-901

fbuz_priemn@cge-crimea.ru

 

История становления государственной

санитарно-эпидемиологической службы в Крыму

 

         Историческими предпосылками создания службы в Крыму являлись, в первую очередь, многочисленные эпидемии инфекционных болезней, которые уносили жизни людей, низкий уровень коммунального обустройства населенных пунктов, проблемы с питьевым водоснабжением, отсутствие гигиенически безопасных условий труда на предприятиях, низкая санитарная культура населения. Еще в XVI-XVII в.в. в связи с необходимостью борьбы с распространением эпидемий, наносивших огромный урон населению, был разработан ряд рациональных мероприятий. Основой в этой системе была изоляция населенных пунктов, пораженных эпидемией, путем окружения их цепью застав. Это были первые упоминания о карантинах. Во второй половине XIX в. санитарная охрана границ Крыма вступила в новую фазу развития на основе международных конвенций и договоров.

         Наиболее остро проблемы массовых инфекций и их широкое распространение возникли в начале XX века в период первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны.

         В числе важнейших Декретов, принятых в те годы, стал Декрет о создании народного комиссариата здравоохранения РСФСР от 11 июля 1918 года. С самого начала создания Наркомздрава в его составе была образована санитарно-эпидемиологическая секция, которая обеспечивала организационное и практическое единство санитарных и противоэпидемических мероприятий. Соответствующие подразделения стали появляться в городах Крыма.

         Точкой отсчета образования санитарно-эпидемиологической службы как самостоятельного государственного органа в России и Крыму является Декрет Совнаркома РСФСР от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах Республики». С его принятием в стране начинается формирование государственных санитарных органов, основной задачей которых определялась борьба с эпидемиями, профилактика инфекционных болезней, формирование санитарного дела, внедрение санитарно – гигиенических принципов в жизнь населения.

         К концу 30-х годов формируется сеть учреждений нового типа – санитарно-противоэпидемические станции.

         В годы Великой Отечественной войны специалисты Госсанэпидслужбы внесли большой вклад в дело обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

Сегодня хорошо известны результаты вклада медицины страны в той великой войне, когда благодаря титаническим усилиям медицинских работников впервые в истории всех войн в строй было возвращено 72% раненых и свыше 90% больных, в том числе страдавших тяжелыми инфекционными заболеваниями. В течение всей войны Государственный комитет обороны решал на высоком государственном уровне все вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи раненым и больным, а также обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия на фронте и в тылу. Следовало прежде всего предотвратить распространение инфекционных заболеваний.

 

Особую опасность представлял сыпной тиф. Борьба с ним велась всеми звеньями медицинской и санитарной служб, а с целью ее координации 22 мая 1942 г. Наркомздрав СССР приказом ввел в каждой поликлинике штатную должность заместителя главного врача по эпидемиологической работе.

Необходимость профилактических, прежде всего санитарно-гигиенических мероприятий обрела столь важную роль, что уже в начале войны была создана постоянная гигиеническая организация с четко очерченным кругом обязанностей, а на втором году войны потребовалось введение должностей фронтовых и армейских санитарных инспекторов-гигиенистов.

В период восстановления и развития народного хозяйства деятельность санэпидслужбы была направлена на ликвидацию санитарных последствий войны, восстановление санитарно-эпидемиологического благополучия. Работа службы ориентировалась на изучение отдельных уроков войны, разработку нормативно-правовой базы в новых условиях жизни страны.

         Огромный вклад в дальнейшее развитие санэпидслужбы в Крыму внесло принятое в 1963 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР», в результате восстановлена прежняя структура и функции государственной санитарной службы, создан скелет и фундамент, а также основа ее дальнейшего развития.

         Вышедшее в дальнейшем в 1973 году Постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» расширило и конкретизировало задачи, цели, функции и полномочия госсанэпидслужбы.

         1986 год – трагической вехой в истории всей страны стала авария на Чернобыльской АЭС. В структуре санитарно-эпидемиологической станции организованы и развернули деятельность радиологические отделения.

         1991 год – распад СССР, Крым остается в составе Украины.

         1994 год – Верховным Советом Украины был принят Закон Украины №4004 «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения».

         1999 год – Кабинет Министров Украины (№1109) утвердил «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине», а в 2002 году – «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины».

         В 2012-2013 гг. было проведено реформирование Госсанэпидслужбы в Украине и Крыму.

         В марте 2014 года на основании официальных результатов референдума и Декларации о независимости, принятой Верховным Советом Крыма, была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, которая вошла в состав Российской Федерации в качестве двух  субъектов федерации: Республики Крым и Севастополя. В связи с этим для Госсанэпидслужбы Крыма начался новый этап в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы.

         На основании части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации, в целях реализации Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь», Указа Президента Российской Федерации от 17.03.2014 № 147 «О признании Республики Крым», в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» приказом Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.04.2014 № 266 создано Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2014г. № 1884-р на уровне субъектов Российской Федерации создана структура отличная от ранее функционирующих органов госсанэпидслужбы и представлена органом, осуществляющим контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и законодательства по защите прав потребителей – Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополе и учреждения, обеспечивающее деятельность Межрегионального управления – Федеральное бюджетное  учреждение здравоохранения  «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе».

Приказом Роспотребнадзора от 30.09.2014 № 970 был утвержден Устав ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе».

Приказом Роспотребнадзора от 28.10.2014 № 1078 с 1 ноября 2014 года утверждена предельная штатная численность работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе», финансируемая за счет средств федерального бюджета.

         Оглядываясь назад, видно, что государственная санитарно-эпидемиологическая служба Крыма прошла долгий, непростой, но достойный путь. На различных этапах развития государства организационные реформы государственной санитарно-эпидемиологической службы подверглась структурным и организационным изменениям. Но неизменными оставались государственный характер и единство основных принципов санитарно-гигиенического дела, его компетентность и тесная связь с достижениями медицинской науки в области гигиены и эпидемиологии.