О принципах формирования здорового питания детей в образовательных организациях
Залогом качественного функционирования нашего организма, особенно в период роста и развития, является полноценное, сбалансированное, здоровое питание. Под здоровым питанием предлагается понимать употребление в пищу таких пищевых субстанций, которые в максимальной степени удовлетворяют потребности человека в энергетических, пластических и регуляторных соединениях, что позволяет поддерживать здоровье и предотвращать возможность возникновения каких-либо острых и хронических заболеваний. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте негативно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Следовательно, полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Правильное питание является одним из важных критериев поддержания здоровья ребенка и способности к эффективному обучению. Поэтому обеспечение подрастающего поколения полноценным сбалансированным школьным питанием, отвечающим физиологическим потребностям, возрастным особенностям и современным требованиям качества и безопасности пищевых продуктов, тесно взаимосвязано с демографическими процессами в нашей стране, здоровьем нации, следовательно, и с социально-экономическим развитием России.
Большинство детей посещают образовательные учреждения, где они получают с пищей значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом организация питания в детских образовательных учреждениях регламентируется среднесуточными наборами продуктов питания, обеспечивающими детей необходимым количеством энергии и нутриентов, в зависимости от длительности пребывания в образовательных учреждениях.
Обращаем Ваше внимание, что в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание. Что же такое горячее питание? под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций МР 2.4.0179-20 направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания.
Также необходимо подчеркнуть важную роль администрации общеобразовательной организации в вопросах обеспечения горячим питанием. Как же правильно организовать питание обучающегося?
В первую очередь - это правильно разработанное, утвержденное руководителем организации, меню согласно требованиям СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». При формировании меню необходимо придерживаться следующих принципов:
1) обеспечение разнообразия меню;
2) соответствие энергетической ценности энергозатратам, химического состава блюд - физиологическим потребностям организма в макро- и микронутриентах;
3) использование в меню блюд, рецептуры которых, предусматривают использование щадящих методов кулинарной обработки;
4) использование в меню пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров, простых сахаров, поваренной соли; а также продуктов содержащих пищевые волокна; продукты, обогащенные витаминами, микроэлементами, бифидо- и лакто- бактериями и биологически активными добавками;
5) оптимальный режим питания;
6) наличие необходимого оборудования и прочих условий для приготовления блюд меню, хранения пищевых продуктов;
7) отсутствие в меню продуктов в технологии изготовления которых использовались усилители вкуса, красители, запрещенные консерванты; продуктов, запрещенных к употреблению; а также продуктов с нарушениями условий хранения и истекшим сроком годности, продуктов поступивших без маркировочных ярлыков и (или) без сопроводительных документов, подтверждающих безопасность пищевых продуктов.
Также, администрацией образовательного учреждения, согласно действующим санитарным правилам, должно быть организовано проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований. Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также - подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения. Помимо этого, администрацией должно быть организовано анкетирование детей и родителей по вопросу качества питания.
Родителям следует знать, что ежедневное меню питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции должно размещаться в доступных для Вас и Ваших детей местах (в обеденном зале, холле). Таким образом, вы можете сами контролировать дальнейший рацион ребенка в домашних условиях во избежание повторений блюд.
Увы, многие родители школьников не уделяют должного внимания питанию в школьной столовой, поощряя перекусы. И здесь возникают проблемы - начинается злоупотребление чипсами, сухариками, фаст-фудами, шоколадными батончиками, конфетами и пр. Это формирует не только принцип неправильного питания, но и ведет к нарушению здоровья молодого организма. Ведь стоит задача не просто накормить ребенка. Задача – сформировать навыки здорового питания, здоровые привычки у ребенка. Если это не сделать в детском возрасте, потом переучить будет сложно.
Одной из важных задач организации является умение донести принципы здорового питания обучающимся. Каким образом это происходит? Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу рекомендуется проведение бесед, лекций, викторин, иных форм и методов занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов, культуры питания. Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в «уголке здоровья».
Родителям не следует забывать, что организация питания детей не только в школе, но и дома – это основа формирования интеллектуального потенциала ребенка и здорового образа жизни!