Что делать, если отказали в гарантийном ремонте товара?
В случае обнаружения в течение гарантийного срока в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, потребитель вправе в том числе потребовать от продавца, изготовителя, импортера, организации или индивидуального предпринимателя, уполномоченных на осуществление ремонта, незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара, то есть провести гарантийный ремонт.
Гарантийный ремонт должен быть произведен в сроки, определенные в письменной форме соглашением сторон (но не более 45 дней). Если такое соглашение не заключено, то ремонт проводится незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для его проведения.
При этом при принятии товара для проведения ремонта у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возникает обязательство перед потребителем по безвозмездному хранению этого товара.
В случае если недостатки товара не будут устранены в этот срок, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, в частности отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы.
Стоит отметить, что вместо устранения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация (уполномоченный ИП), импортер вправе заменить товар с недостатками на новый полностью идентичный товар. Такой способ устранения недостатков не будет являться нарушением прав потребителя.
Если же продавец (изготовитель, уполномоченная организация (уполномоченный ИП), импортер) не принимает у вас товар для проведения гарантийного ремонта, то необходимо обратиться к нему с письменной претензией.
В претензии следует указать: данные продавца (наименование, место нахождения, иную контактную информацию); ваши Ф.И.О., адрес, телефон, иную контактную информацию; наименование товара; время и место его приобретения; способ оплаты; обнаруженные недостатки и обстоятельства их обнаружения; требование о проведении гарантийного ремонта.
Рекомендуем приложить к претензии копии документов, подтверждающих покупку товара и его оплату.
Претензию необходимо подготовить в двух экземпляра. На одном из них лицо, принявшее претензию, должно проставить свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме рекомендуем направить претензию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения, что позволит подтвердить обращение к продавцу с претензией.
При отказе лица, на которое законом возложена обязанность устранить недостатки, в проведении гарантийного ремонта, а также в случае неполучения ответа от такого лица в течение 45 дней с даты получения претензии потребитель вправе подать жалобу в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю или его территориальные отделы.
Жалоба может быть направлена как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Также, если продавец не ответил на вашу претензию или отказал в проведении гарантийного ремонта, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. В иске вы вправе указать в том числе требование о взыскании неустойки за несвоевременное удовлетворение требований в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
Если претензионные требования не будут удовлетворены нарушителем добровольно, то при удовлетворении иска суд также взыскивает в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке.
Исковое заявление в защиту прав потребителя подается по выбору истца в суд:
- по месту нахождения организации-ответчика (если ответчиком является ИП - месту его жительства);
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора;
- по месту нахождения филиала или представительства организации (если иск вытекает из деятельности филиала или представительства организации);
- в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности.
Если размер исковых требований не превышает 100 000 руб., иск подается мировому судье, если цена иска более 100 000 руб. - в районный суд.
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с продавца заявленные судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.