15 марта - Всемирный день прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Именно в этот день, в 1961 году, впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя, а именно:
- право на информацию;
- право на безопасность;
- право на осознанный выбор;
- право быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International - CI) дополнила их следующими правами:
- право на возмещение ущерба;
- право на потребительское образование;
- право на удовлетворение базовых потребностей;
- право на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. Спустя два года - 9 апреля 1985 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 г. Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая для всего мира тематика. В этом году Всемирный день прав потребителей касается такой темы как «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Россия - сторона Парижского соглашения по климату. При этом российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3% - это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7%, ГЭС - 19,1%). Еще 47,7% электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие. Сегодня действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
-энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
-энергетически чистый транспорт;
-чистое электроснабжение.
Ключевые характеристики чистой энергии - это устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников.
Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией неэкологичных товаров. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. №1523-р, предусмотрено определением мероприятий по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Основной задачей Стратегии, в части охраны окружающей среды, является снижение объема выбросов парниковых газов и энергетической эффективности.
Использован сайт Роспотребнадзора http://zpp.rospotrebnadzor.ru