Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 телефон/факс: (3652) 549-901

 fbuz_priemn@cge-crimea.ru

Единый консультационный центр 8 800 555 49 43

Горячая линия по профилактике коронавирусной инфекции 0(3652) 25 25 59; +7(3652) 25 25 59

 Обман потребителей и нарушение правил торговли: 5 примеров из практики за 2020 – 2021 годы

Продавцы иногда вводят необычные условия покупок, объявляют акции, пытаются оптимизировать процесс торговли. Эксперименты могут обернуться санкциями за обман потребителей и нарушение правил продажи товаров. Разберем несколько недавних кейсов, чтобы не повторять чужих ошибок.

Минимальная сумма покупки

В интернет-аптеке установили минимальную сумму заказа - 500 руб. В ассортименте были товары дешевле. Недобор до пороговой суммы означал отказ в продаже.

Потребитель пожаловался на навязывание дополнительных товаров. Это ущемило его права, привело к "подорожанию" одних товаров за счет других.

Действия продавца расценили как нарушение правил продажи товаров. Обошлось предупреждением, но в норме есть и альтернативное наказание - штраф. Для юрлиц он составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц — от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

Платная доставка

На сайте онлайн-магазина указали: при отмене заказа с платной доставкой ее стоимость удержат с покупателя. Статус заказа роли не играет.

Потребитель оформил заказ, а через минуту отменил. Появилась задолженность за доставку.

Суды отметили: продавец списывал деньги, хотя не доставлял товар, расходов не нес. Это обсчет потребителей. Он обернулся продавцу штрафом 40 тыс. руб.

Ценники

В аптеке часть препаратов была без ценников, а часть товаров - с цифровым кодом вместо цен. Клиенты могли узнать цены через электронное устройство или на перекидных демонстрационных стендах.

Продавца признали нарушителем правил продажи товаров и оштрафовали на 10 тыс. руб.

Продавец возражал: нет требований размещать ценник на каждом товаре. Суды указали, что ценник должен быть в непосредственной близости.

Тем не менее, чтобы получить информацию, требовалось запомнить название товара, отойти от витрины, ввести его в электронное устройство. Пока один клиент искал цену, другой ждал, так как устройство одно. А пожилые могли просто не уметь пользоваться им.

Перекидные системы тоже не альтернатива ценникам. Покупатель должен сразу видеть информацию, а не идти к стендам.

Арбитражный суд Уральского округа согласился с выводами.

"Бесплатная" установка

Потребителю обещали бесплатную установку при покупке кондиционера. Однако в кассовом чеке были 2 цены: за товар и за установку. Продавца оштрафовали на 20 тыс. руб. за обман потребителей.

Суд первой инстанции отменил штраф. Судя по нефискальному чеку, на товар сделали скидку в размере стоимости установки.

Суд апелляционной инстанции не согласился и посчитал, что покупателя ввели в заблуждение. Он подчеркнул:

- не было доказательств, что потребителю вручили либо показали нефискальный чек в момент покупки;

- не подтверждено, что покупателя правильно ознакомили с условиями акции (например, разместили их на информационных стендах);

- мировой судья уже взыскал с продавца сумму навязанной услуги по установке, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Арбитражный суд Центрального округа согласился с выводами.

Заявление о ремонте

Потребитель хотел сдать товар на гарантийный ремонт, написал заявление от руки. Продавец его не принял. Он настаивал, что нужно подписать бланк по определенной форме. Потребитель не согласился и ему отказали в ремонте.

Административный орган оштрафовал продавца на 10 тыс. руб. за нарушение правил торговли. Суды подтвердили, что права потребителя нарушены, штраф правомерен.