Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 телефон/факс: (3652) 549-901

 fbuz_priemn@cge-crimea.ru

Единый консультационный центр 8 800 555 49 43

Горячая линия по профилактике коронавирусной инфекции 0(3652) 25 25 59; +7(3652) 25 25 59

Производится ли перерасчет за период, если поверка ИПУ воды произведена позже установленного срока (с пропуском срока)?

У потребителей часто возникает вопрос: «Владелец квартиры, являясь потребителем коммунальных услуг, обеспечил поверку индивидуальных приборов учета воды с затягиванием на 3 месяца после установленного срока. При этом по результатам поверки прибор учета оказался исправным. Имеет ли право потребитель потребовать осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги за указанный выше период?».

Проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является, по общему правилу, собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.

Так, прибор учета считается вышедшим из строя по истечении межповерочного интервала поверки приборов учета. Если межповерочный срок был прерван несвоевременной поверкой прибора, то новый межповерочный срок, в течение которого показания этого прибора будут признаваться достоверными и могут быть использованы при расчете потребления коммунальных ресурсов, начинается с даты новой поверки прибора. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы потребителю не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока – по установленным нормативам потребления. Права на перерасчет платы за этот период у потребителя не возникает.

Согласно подпункту «д» пункта 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), истечение межповерочного интервала поверки приборов учета (поверки счетчика) является основанием для признания соответствующего прибора учета вышедшим из строя.

При этом в силу подпункта «а» пункта 59 Правил, если прибор учета вышел из строя либо истек срок его эксплуатации, определяемый периодом времени до очередной поверки, то плата за коммунальную услугу в первые 3 месяца рассчитывается исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а если по истечении 3 месяцев (когда плата за услугу рассчитывалась из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса) поверка прибора учета так и не была произведена, то плата должна рассчитываться в соответствии с пунктом 60 Правил исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента.

На основании подпунктов «г» и «д» пункта 34 Правил потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок приборов учета в установленные технической документацией сроки, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Таким образом, во-первых, в период отсутствия поверки показания с прибора учета не могут считаться верными, поскольку прибор учета признается неисправным (вышедшим из строя); а во-вторых, по общему правилу ответственность за соблюдение сроков поверки лежит на потребителе (исключение – если самим договором с исполнителем предусмотрена его обязанность осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета).

Поэтому исполнитель правомерно в случае пропуска очередного срока поверки потребителем начисляет плату за потребленный коммунальный ресурс не по фактическому потреблению, а сначала по среднему, а затем – по нормативу. Расчет платы по показаниям прибора учета будет осуществляться только после его поверки.

Вопрос, как мы понимаем, заключается в наличии/отсутствии права потребителя на перерасчет платы за прошлый период, а именно за период просрочки поверки прибора учета, в случае если в ходе проведенной с опозданием поверки прибор признан исправным и вновь введен в эксплуатацию.

Правила не позволяют ответить на этот вопрос положительно, поскольку плата исходя из показаний прибора учета может быть рассчитана лишь при условии, что прибор является исправным. Поскольку в период между датой окончания предыдущего межповерочного интервала и новой поверкой действующее законодательство прибор учета исправным не признает, исполнитель обоснованно начисляет плату сначала по среднему, а затем – по нормативу (даже если поверка потом и подтвердит, что прибор считает верно), поэтому и права на перерасчет у потребителя на возникает.