Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 телефон/факс: (3652) 549-901

 fbuz_priemn@cge-crimea.ru

Единый консультационный центр 8 800 555 49 43

Горячая линия по профилактике коронавирусной инфекции 0(3652) 25 25 59; +7(3652) 25 25 59

Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?

В современном мире бытовая техника, работающая от электричества, делает нашу жизнь удобнее. Однако любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя.

Причины скачков и отклонений от номинальных значений:

-аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);

-импульсные скачки напряжения из-за молнии;

-обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;

-повреждения кабеля при копке траншей;

-отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения;

-перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите.

Итак, если скачок напряжения стал причиной поломки вашего дорогущего телевизора, то, поинтересуйтесь у соседей, были ли у них подобные проблемы и пострадали ли их бытовые приборы. Сообща добиваться возмещения ущерба, исходя из судебной практики, гораздо легче.

Далее вам необходимо собрать информацию, доказывающую, что был скачок напряжения и ваша техника вышла из строя именно из-за этого. Необходимо обратиться в городские или районные электрические сети. На подстанциях установлено специальное оборудование, которое фиксирует скачок в сети электропередачи. По просьбе обратившихся должны выдать подтверждающий документ, если сбой электроэнергии действительно был. Но можно пойти и другим путём. Надо вызвать электриков через диспетчерскую службу и сообщить им о резком скачке напряжения. Все вызовы должны фиксироваться в книге дежурств диспетчера. После того как поломку исправят и напряжение в сети нормализуется, в этом же журнале электрики должны сделать запись о факте сбоя в электросети и своих действиях по его устранению.

В соответствии с законодательством возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок.

Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), это:

-постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014);

-отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба из-за некачественного электроснабжения, за которое вы вносите ежемесячную плату. Ведь согласно требований Закона РФ «О защите прав потребителей» электроснабжение – это услуга. А на основании ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» за предоставление некачественной услуги исполнитель несет имущественную ответственность. Кроме того, согласно требований статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.

Однако, согласно тем же положениям ГК, «лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинён не по его вине». Другими словами, если перепад или скачок напряжения произошёл из-за чрезвычайной ситуации: град, сильный ветер или аномальная жара, то компенсации за технику вы не добьётесь.

Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся, и бытовая электротехника перегорела?

1. Зафиксировать факт резкого скачка напряжения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ (раздел 10 Правил), подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями.

2. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке. На основании положений Правил исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.

3. Предъявить претензию причинителю вреда. Претензию необходимо оформлять письменно, в 2-х экземплярах, один из которых вручается исполнителю услуг под роспись (либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

4. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленный для ее рассмотрения десятидневный срок, потребитель имеет право предъявить иск в суд. При этом согласно требований Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы имеете право требовать возмещения не только материального ущерба, но и компенсации морального вреда и штрафа за неисполнение Ваших законных требований.