Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 

телефон/факс: (3652) 549-901

fbuz_priemn@cge-crimea.ru

Единый консультационный центр 8 800 555 49 43

Как подготовить ребенка к школе?

Скоро 1 сентября! А значит наступает волнительная пара для школьников, а особенно для родителей! «Что же является самым важным и первостепенным в подготовке ребенка к учебе?»

Прежде всего он должен быть здоров. Родители должны знать, что под определением «здоровый ребенок» подразумевается не только отсутствие у ребенка острых и хронических заболеваний, но и гармоничное физическое и психическое развитие, нормальное функционирование внутренних органов, высокую работоспособность, что в целом обеспечивает устойчивость детского организма к высоким нагрузкам в школе.

При подготовке ребенка к школе необходимо учитывать следующе моменты: правильность выбора одежды, обуви, школьных принадлежностей, правильность организации рабочего места.

Как сделать правильный выбор формы? Школьная форма – это та одежда, в которой ребенок будет проводить минимум 6 часов времени, а иногда и гораздо больше, поэтому в ней должно быть удобно и комфортно.

 

Одежда.

 Делая покупки, помните о том, что неправильный выбор или выбор одежды «подешевле» в результате может существенно отразиться на детском здоровье. Так как же купить детскую одежду недорого, но без ущерба для здоровья малыша?

При выборе одежды для детей необходимо обратить внимание на качество материала и его состав. При изготовлении детской одежды предпочтение отдается тканям с максимальным содержанием натуральных волокон. Самыми безопасными для здоровья считаются хлопок, лен, шерсть и шелк. Вещи, изготовленные из натуральных материалов, безусловно, стоят немного дороже своих синтетических аналогов, но они соответствуют всем правилам безопасности: в них ребенок не перегреется, не будет мерзнуть или потеть, а будет чувствовать себя максимально комфортно. К белью требования еще более жесткие - оно должно быть полностью изготовлено только из натуральных тканей.   

Откажитесь от синтетики! Синтетика – далеко не лучший материал, из которого может быть сшита детская одежда. Синтетические волокна не пропускают воздух и плохо впитывают влагу. В результате в организме накапливается тепло, а потому долгое пребывание в синтетической одежде может привести к перегреву детского организма.

Одежда для детей, особенно младшего школьного возраста, обязательно должна быть по размеру, не иметь сдавливающих поясов, не сковывать движения. Но и нельзя покупать одежду «на вырост», такая одежда также мешает ребенку при движении, меняет его походку, осанку. Швы  на одежде не должны натирать и раздражать кожу. Одежда должна без особых затруднений пропускать воздух, чтобы обеспечить терморегуляцию организма.

Не гонитесь за яркостью и дешевизной! Самая большая опасность, которую несет дешевая детская одежда – некачественные красители. Ребенок может вспотеть, а краска с некачественной детской одежды впитается в кожу. Результат – аллергические реакции, зуд и раздражение. Если от одежды исходит резкий неприятный запах, лучше откажитесь от такой покупки.

Одежда ребенка не должна накапливать статическое электричество, поэтому, покупая одежду для ребенка, не рекомендуется останавливать выбор на одежде из синтетических тканей и из тканей, содержащих синтетические волокна (не более 30%). Одежда должна соответствовать сезону.

 

Ярлычки.

Перед покупкой внимательно изучите на одежде все ярлычки. Обратите внимание на полноту маркировки. Школьная форма — тот случай, когда полная и аккуратная маркировка коррелирует с качеством и безопасностью изделий. Форма должна иметь на этикетке отметку ЕАС — знак соответствия ТР ТС "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения". Должен быть указан производитель, его страна, дата изготовления, состав с % содержанием материалов: как верха, так и подкладки, размер изделия, информация по уходу за изделием.

 

Школьный рюкзак.

Выбирая школьный рюкзак необходимо обратить внимание на наличие ортопедической спинки с прокладкой, смягчающей трение и предохраняющей спину ребенка от давления выступающих уголков книг и различных школьных принадлежностей. Эта прокладка должна быть выполнена из «дышащего» материала, чтобы обеспечивать циркуляцию воздуха. Важно, чтобы нижняя область спинки имела форму валика, создающего своеобразный поясничный упор, на который и должна приходиться основная нагрузка.

Пустой рюкзак должен быть легким и должен весить не более 600 г, для старшеклассников – не более 700 г. Ширина рюкзака не должна превышать ширину плеч ребенка. Нижний край должен располагаться на уровне поясницы, а верхний – выше линии плеч. Оптимальная ширина плечевых ремней – 4-8 см. Они должны быть крепкими, но не врезаться в плечи ребенка. Для этого лямки оборудуются мягкими подушечками. Их длина должна регулироваться.

 

Детская обувь.

Предпочтение отдается обуви из натуральных материалов. Обувь, выполненная из кожзаменителя, должна иметь внутреннюю поверхность и стельку только из натуральных тканей.

Детская обувь должна соответствовать требованиям биологической и механической безопасности. Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.

Чтобы ребенку было проще удерживать равновесие, подошва детской обуви должна быть, по возможности, с большей площадью поверхности.

Высота каблука в детской обуви должна составлять 5-8 мм. Чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода, каблук должен занимать по длине подошвы как минимум ее треть. Необходимо, чтобы задник детской обуви (кроме открытых сандалий) был достаточно жестким, высоким и хорошо облегал ногу. Обязательно следует учитывать такой важный параметр, как вес обуви. Чем обувь легче, тем лучше.

 

Организация рабочего места.

На протяжение всего школьного периода происходит формирование опорно – двигательного аппарата ребёнка, поэтому необходимо позаботиться об организации его рабочего места.

Удобный стол. Высота рабочего стола должна быть такой, чтобы ребёнок не сутулился за ним, а локти свободно лежали на нём. Существуют столы - трансформеры, размеры и высоту которых можно регулировать в зависимости от возраста ребёнка. В качестве материала лучше выбирать дерево. Необходимо смотреть, чтобы на столе не было дефектов, различных трещин, необработанных частей, остатков клея. Если у мебели есть неприятный запах, то такую модель не стоит приобретать.

Комфортный стул. Так как за уроками ребёнок проводит не менее нескольких часов в день, то место для сидения должно быть очень комфортным и эргономичным. Спинка такого стула обязательно жёсткая с небольшим изгибом, чтобы спина плотно прилегала к ней. Желательно выбирать модели без подлокотников.

Естественное освещение. Располагать рабочее место школьника рекомендуется у окна. В первую очередь, это позволяет ребёнку работать при хорошем естественном освещении. Во-вторых, ребенок может отвлечься от уроков и посмотреть на небо, птиц и деревья. Это благотворно влияет на настроение школьника и позволяет ему сделать зарядку глазных мышц, которые находятся в напряжении во время выполнения домашних заданий. 

Дополнительное освещение. Дополнительные источники освещения должны быть в любом случае, независимо от расположения стола. Зачастую в роли таковых выступают настольные светильники с регулируемым основанием. Для правши его ставят в левой части стола, а для левши в правой. 

Системы хранения. На продуктивную работу влияют многие факторы, и порядок на столе является одним из них. Важно грамотно организовать системы хранения: карандаши сложить в специальные стаканы, книги расставить на дополнительных полках, сложить тетради в ниши и выдвижные ящики. Также хорошо использовать магнитные, пробковые, грифельные доски, на которых удобно оставлять важные пометки и крепить записки.

Цветовое оформление. Психологи и дизайнеры сходятся во мнении, что для рабочего места школьника необходимо выбирать нейтральные цветовые схемы. В качестве фонового можно использовать белый или бежевый, а мебель или аксессуары подбирать более ярких и интересных оттенков. Цветных элементов не должно быть много, чтобы не отвлекать ребёнка от выполнения домашних заданий. Коричневый и жёлтый цвета способны фокусировать внимание и стимулировать мозговую деятельность, поэтому их рекомендуют применять в качестве акцентных.

 

Канцелярские принадлежности.

Главный критерий при выборе канцелярских принадлежностей – это правильное соотношение безопасности, удобства и качества товара.

Тетради. Плотность листа — это главный критерий при выборе тетради. Чтобы чернила не просвечивались на другой стороне листа, его плотность должна быть высокой. Плотная обложка с закругленными краями позволит тетради прослужить дольше. Не стоит брать толстые тетрадки, дающие дополнительный вес. Кроме того, «слепящая» белизна листов может плохо отразиться на зрении ребенка, поэтому лучше отдать предпочтение чуть желтоватой или синеватой бумаге. 

Ручки. При выборе ручки необходимо учитывать возраст ребенка. Шариковая ручка с толщиной стержня 0,5 — 0,7 мм больше подойдет для начальной школы. Гелевая ручка подойдет для школьников, имеющих навык письма. Ручки, имеющие масляное наполнение, будут удобны любому школьнику, однако у таких ручек большой расход чернил. Чтобы ребенку было комфортно писать, рекомендуются легкие ручки с мягким покрытием. Не рекомендуются толстые, скользкие и ребристые письменные принадлежности. Выбирая ручку в магазине, попробуйте пописать ей сами и попросите ребенка сделать то же самое.

Карандаши. Лучше всего выбирать карандаши, обладающие средней степенью мягкости грифеля. Этот вариант грифеля называется твердо-мягким, и на деревянном покрытии он обычно обозначается специальными аббревиатурами «ТМ» или «НВ». При выборе карандашей нужно обратить внимание на их форму. Карандашами круглой формы писать и рисовать неудобно, потому что они постоянно скользят. От карандашей с многогранной формой очень быстро устают пальцы. Поэтому наиболее удобны и эргономичны карандаши трехгранной формы. Желательно, чтобы корпус карандаша был выполнен из пластика. Такой корпус достаточно пластичен, и грифель внутри него не сломается. Также специалисты часто рекомендуют карандаши из кедра – дерева, которое является достаточно гибким и эластичным и при этом легко поддается заточке

Фломастеры. Покупая фломастеры, следует помнить, что хороший фломастер при письме не скрипит. Если у Вас есть такая возможность, при покупке лучше проверьте каждый фломастер. Желательно покупать фломастеры, которые хорошо смываются, чтобы после очередного занятия по рисованию можно было легко очистить одежду и отмыть руки. Чтобы фломастеры не пересыхали быстро, рекомендуется выбирать товары с вентилируемым колпачком. Набора из шести или восьми фломастеров вполне хватит ребенку для школьных занятий.

Пенал. Лучше выбирать мягкие пеналы, у которых есть удобные отделения и застежки. От пластмассовых пеналов в большинстве случаев стоит отказаться, потому что, во-первых, такой пенал, упав в классе, наделает много шума, и, во-вторых, он может легко испортиться при падении.

 

Всегда нужно помнить не только о стоимости, комфорте и функциональных преимуществах вещей, но и об их безопасности. Канцелярские принадлежности не должны вредить здоровью Вашего ребенка. Покупая школьные товары, обратите внимание на их запах. Товары с резким, неприятным запахом или товары, покрытые лаком и краской, покупать не рекомендуется.

Комфортная школьная форма, правильно подобранная обувь, аккуратные, опрятные канцелярские принадлежности грамотно организованное рабочее место являются залогом крепкого здоровья школьника.

Все это должны нравиться ребенку, воспитывать в нем правильное отношение к чистоте и порядку. В противном случае, негативное отношение к вещам может испортить отношение школьника к учебному процессу.

Адаптация ребенка к школе во многом зависит от условий среды, окружающей ребенка в семье. Создание благоприятного психологического климата между всеми членами семьи поможет школьнику преодолеть все трудности в познании науки и легко пройти школьный путь.