Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 

телефон/факс: (3652) 549-901

fbuz_priemn@cge-crimea.ru

Единый консультационный центр 8 800 555 49 43

Права потребителей в магазине

Вправе ли сотрудник магазина требовать от потребителя сдать сумки в ячейку камеры хранения?

В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Лица, действующие от имени магазина (контролеры, охранники и т.д.) неправомочны требовать от покупателя сдать личные вещи (сумки, пакеты) в ячейки камеры хранения.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение.

В случае сдачи вещей в камеру хранения магазин несет ответственность за сохранность вещей на основании главы 47 ГК РФ, поскольку администрация магазина в данном случае является хранителем оставленных вещей. В соответствии со ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.

В случае кражи вещей, магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить материальный ущерб за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей, а за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость (ст. 902 ГК РФ).

Совет потребителю!

1) Если работники магазина категорически настаивают на том, чтобы Вы сдали свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то Вы вправе потребовать книгу отзывов и предложений, оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ). Теоретически можно даже вызвать полицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли.

2) Если в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то Вы можете воспользоваться услугой и пройти в торговый зал с упакованными вещами.

Если Вам нагрубил сотрудник магазина, нарушил ли он какие-либо права?

Да, сотрудник в таком случае нарушил права покупателя. Законом РФ «О защите прав потребителей» этот вопрос никак не регулируется. Хамство не имеет отношения ни к качеству оказанной услуги, ни к качеству приобретаемого товара. В зависимости от качества «крепкого словца» действия нарушителя можно квалифицировать по Кодексу РФ об административных правонарушениях как оскорбление.

Совет потребителю!

1) В первую очередь Вам следует обратиться в магазин и в книге отзывов и предложений описать ситуацию.

2) Попробовать привлечь сотрудника магазина к дисциплинарной ответственности, поскольку должностная инструкция продавца, несомненно, обязывает его вести себя с покупателями вежливо.

3) Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, следует обратиться с претензией к продавцу и в случае отказа удовлетворить требование идти в суд. В какой именно, нужно выбирать исходя из «цены вопроса». Если Вы считаете, что Вам причинили моральные страдания и нравственные переживания на 50 тысяч рублей или еще на большую сумму, следует обращаться с иском в районный суд. Если иск оценивается на сумму меньше 50 тысяч рублей, его рассматривает мировой суд. Вы можете подать иск в мировой суд по месту нахождения продавца или по своему месту жительства. Размер компенсации морального вреда определяется самостоятельно.

4) Также Вы вправе обратиться в полицию для защиты своей чести и достоинства.

Вправе ли охранник магазина досматривать личные вещи покупателя?

Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. 27.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять только сотрудники органов внутренних дел (полиции).

Поэтому осуществлять досмотр личных вещей «своими силами» охранник магазина не имеет права. Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество (например, товар в магазине), может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). В данном случае ключевым является слово «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может задержать покупателя (посетителя) только в том случае, если потребитель совершил правонарушение и охранник это видел, например, через системы слежения.

Для сведения потребителю! В случае если Вам причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями сотрудников охраны (иными сотрудниками) магазина, Вы вправе требовать компенсации морального вреда.