Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым
и городе федерального значения Севастополе"

ФБУЗ "ЦГиЭ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе"

 

телефон/факс: (3652) 549-901

fbuz_priemn@cge-crimea.ru

 

Всемирный день защиты прав потребителей.

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day), проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления Президента США Джона Ф.Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году. Тогда Президент впервые поднял вопрос о законных правах покупателя. Его речь стала отправной точкой для появления новой структуры и ее даты.

Благодаря американскому президенту, мировое общество получила 4 первых права:

§  обладать информацией,

§  быть в безопасности,

§  иметь возможность выбора;

§  быть услышанным,

позже к ним прибавились еще столько же пунктов:

§  компенсация убытка,

§  образование потребителя,

§  удовлетворение элементарных запросов,

§  обеспечение надлежащего уровня экологии.

Нынешний Кодекс содержит эти восемь основных прав. Каждый должен четко усвоить их и реализовывать в случае возникновения конфликтной ситуации.

Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. И с тех пор проводится ежегодно, причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей. Всемирная организация союзов потребителей (ConsumerInternational, CI) - это независимая некоммерческая организация, которая ведет свою историю с 1961 года и объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. Она защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности, а также оказывает помощь своим членам в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав. Правда, в начале своего существования он имел скорее формальный характер, немногие граждане обращались за поддержкой в официальные органы, и только через 2 года жители страны начали осознавать реальную пользу от организации по защите своих интересов. Начиная с 1994 года, всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно.

С 1996 года, когда Российская Федерация стала членом Всемирной Организации Союза потребителей, праздник основательно вошел в жизнь общества.

В нашей стране организация состоит из нескольких служб:

§  антимонопольного комитета;

§  Госстандарта;

§  Госсанэпиднадзора.

Многие покупатели при поддержке этих официальных органов сумели отстоять свои претензии.

В последние годы в мероприятиях, посвященных Дню защиты прав потребителей, участвуют региональные Управления Роспотребнадзора Российской Федерации. Уже традиционно во многих российских городах специалистами Роспотребнадзора проводятся «горячие линии» и пресс-конференции по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На праздничные действа приглашаются работники отделов государственных структур и активисты общественных организаций. На торжественной церемонии, когда отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, проходят чествования заслуженных деятелей местных и центральных структур, награждение их дипломами и грамотами.

Обычные граждане считают этот праздник своим, ведь именно в их интересах и была организована эта структура.

В 2017 году Международная Федерация потребительских организаций (CI) призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложила в качестве девиза слоган - «Consumer Riqhts in the Diqital Aqe» («Потребительские права в цифровую эпоху»).

В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично и набирает всё большие обороты. Онлайн-рынок открывает перед потребителями больше возможностей, давая доступ к еще более широкому ассортименту товаров и услуг, чем когда-либо прежде. Активность пользователей набирает рост в связи с общедоступностью, удобством, быстротой удовлетворения своих потребностей.

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.

В этой связи одна из главных проблем, на которую указала Международная организация по защите прав потребителей (СI) - это укрепление доверия потребителей к онлайн-ритейлу.

Тема Всемирного дня защиты прав потребителей имеет цель обратить внимание общественности на образовывающуюся проблему неурегулированных законодательством отношений онлайн-ритейла в ближайшем будущем.

 

В честь празднования Всемирного дня прав потребителей 2017 г. специалисты Роспотребнадзора и эксперты консультационных пунктов по защите прав потребителей проведут на территории всей страны Всероссийский день открытых дверей для потребителей.

15 марта 2017 года с 9:00 до 18:00 специалисты Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации будут консультировать всех обратившихся по актуальным вопросам защиты прав потребителей, в том числе о правах потребителя при дистанционном приобретении товаров и услуг. Потребители смогут безвозмездно получить консультации по всем спорным ситуациям, связанным с приобретением товаров и услуг, помощь в создании претензий и исковых заявлений.

Информацию о точном адресе проведения консультаций можно найти на сайте Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.

 

Приглашаем всех потребителей принять участие во Всероссийском дне открытых дверей для потребителей!